Для Вас, родители

 

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.

Методические рекомендации и упражнения

 

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками и школьниками с речевыми нарушениями. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

 

Начало формы

Конец формы

\

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

·         Сокращение (пропуск) слога: «моток» молоток;

·         Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

·         Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

·         Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

·         Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

·         Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

·         Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

 

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

·                     подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

·                     собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

 

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

·                     формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;

·                     развитие временно-пространственной ориентировки;

·                     развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

 

Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

 

I.       Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

·                     «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

·                     «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

·                     «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

·                     «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

·                     «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 

·                     «Найди клад» (ориентировка по схемам). 

·                     «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

 

II. Развитие временно-пространственной ориентировки

·         «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

·         «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

·         «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

 

III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

Направления работы:

·                     Совершенствование движений общей моторики

·                     Совершенствование мелкой моторики

·                     Развитие артикуляционной моторики

·                     Развитие чувства темпа

·                     Формирование чувства ритма

 

Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

·         «Делай как я»

Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.

·         «Умелые ручки»

Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

·         Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

 

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·         «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

·         «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук
  стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп
  хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук
  стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп
  хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

 

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·                     «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 

·                     Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

·                     Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

·                     Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

·         уровень гласных звуков;

·         уровень слогов;

·         уровень слов;

·         уровень коротких предложений;

·         уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

 

Работа над гласными

·                     Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

·                     в сопровождении символов («Человечки — звуки») 

·                     без зрительной опоры.

·                     Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 

·                     Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

·                     «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

·                     Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

·                     Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

·                     Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

 

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

·                     с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);

·                     с общим гласным (ка – та – ма – ва);

·                     обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

·                     закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

·                     прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

·                     слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

·                     «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)

·                     Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.

·                     Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 

 

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

·                     Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).

·                     Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).

·                     Односложные (дом, мак).

·                     Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).

·                     Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

·                     Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

·                     Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)

·                     Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).

·                     Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).

·                     Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).

·                     Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).

·                     Односложные со стечением в конце слова (зонт).

·                     Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).

·                     Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

 

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

·                     Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).

·                     Слоговые линейки.

·                     Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).

·                      «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 

·                     «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 

·                     «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 

·                     «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).

·                     «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

 

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

·                     «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).

·                     «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

·                     Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий