Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.
Методические рекомендации и упражнения
Коррекция ССС —
одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками и
школьниками с речевыми нарушениями. Формирование ССС влияет на успешность
овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма,
чтения.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова
выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества
слогов:
·
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
·
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» —
пианино;
·
Увеличение числа слогов за счет вставки
гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение
последовательности слогов в слове:
·
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
·
Перестановка звуков соседних слогов:
«гебемот» — бегемот;
3. Искажение
структуры отдельного слога:
·
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
·
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление
слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления
слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как
оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации
движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке
информации. Эти неречевые процессы являются базовыми
предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной
работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
·
подгтовительный, цель которого подготовить
ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится
на невербальном и вербальном материале;
·
собственно коррекционный, цель которого
непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется
на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный
этап включает работу по следующим направлениям:
·
формирование пространственных представлений и
оптико-пространственной ориентировки;
·
развитие временно-пространственной
ориентировки;
·
развитие динамической и темпо-ритмической
организации движений.
Ниже предлагаются
примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном
этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все
направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только
на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных
математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании,
физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I.
Формирование пространственных
представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в
собственном теле
·
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где
спинка?).
·
«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару»,
«Правильно поставь сандалии»).
·
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки,
к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в
трехмерном пространстве
·
«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто
впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
·
«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к
домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
·
«Найди клад» (ориентировка по схемам).
·
«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
·
«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке.
У кого был сначала, потом, в самом конце?)
·
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на
корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми
зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает
последовательность своих действий).
·
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все
движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
·
Совершенствование движений общей
моторики
·
Совершенствование мелкой моторики
·
Развитие артикуляционной моторики
·
Развитие чувства темпа
·
Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной
организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения
воспроизводить заданную последовательность движений.
·
«Делай как я»
Логопед выполняет
серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют
инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели —
встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед —
назад — в сторону, вперед — назад — в сторону.
·
«Умелые ручки»
Чередование
различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики
здороваются.
·
Артикуляционные упражнения
Чередование разных
поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2)
«Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать,
воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических,
зрительных, слуховых ощущений.
·
«Мышка и кошка»
Взрослый
показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно
крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары
— быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
·
«Кулачки — ладошки»
Взрослый читает
стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по
другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить
воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для усвоения ударения), различать
и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых
ощущений.
·
«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо,
опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
·
Графические упражнения на переключение:
«Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный
— желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур,
различных предметов).
·
Воспроизведение ритмов с опорой на
наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля
— длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
·
Воспроизведение заданного ритма на слух:
«Заинька и ложки»
У взрослого в
руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки
нашел, к дому подошел. Останавливается за
спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто
там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….»
Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый
играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / //
/ и т.д.
Коррекционный этап
Коррекционная
работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней.
Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала
предыдущего уровня.
Выделяются следующие
уровни:
·
уровень гласных звуков;
·
уровень слогов;
·
уровень слов;
·
уровень коротких предложений;
·
уровень чистоговорок, стихов и других
текстов.
Особое значение на
каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также
слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для
каждого уровня.
Работа над гласными
·
Произнесение ряда из двух, трех и более
звуков:
·
в сопровождении символов («Человечки —
звуки»)
·
без зрительной опоры.
·
Произнесение ряда гласных с выделением одного
из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
·
Узнавание и произнесение ряда гласных по
беззвучной артикуляции взрослого.
·
«Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая
мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и
возвращает мяч.
·
Произнесение ряда гласных, изменяя громкость,
темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
·
Произнести столько гласных, сколько на поляне
цветочков.
·
Встать, когда прозвучит ряд из двух (или
другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится
с разными типами слогов:
·
с общим согласным (например, упр. «Катаем
снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
·
с общим гласным (ка – та – ма – ва);
·
обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз,
сколько точек нарисовано);
·
закрытые слоги, их ряды и пары (различные
звукоподражания);
·
прямые и обратные слоги с оппозиционными
звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики
молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
·
слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
·
«Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
·
Сочетание произнесения слоговых рядов с
каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с
раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе,
насыпанной в мелкую коробку.
·
Работа с ритмическими схемами (Упражнение
«Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее
озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
А.К. Маркова
выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
·
Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
·
Трехсложные из открытых слогов (охота,
малина).
·
Односложные (дом, мак).
·
Двухсложные с закрытым слогом (диван,
мебель).
·
Двухсложные со стечением согласных в середине
слова (банка, ветка).
·
Двухсложные слова из закрытых слогов (компот,
тюльпан).
·
Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот,
телефон)
·
Трехсложные со стечением согласных (комната,
ботинки).
·
Трехсложные со стечением согласных и закрытым
слогом (половник).
·
Трехсложные слова с двумя стечениями
согласных (матрешка).
·
Односложные со стечением согласных в начале
слова (стол).
·
Односложные со стечением в конце слова (зонт).
·
Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
·
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,
пианино).
Работа над словами
осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой
структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными
типами слоговой структуры
·
Слоговые дорожки (на дорожках следы — в
зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на
каждый слог на следующий след).
·
Слоговые линейки.
·
Слоговые домики (1. Количество слогов
соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей —
ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2.
Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1
слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
·
«Дом — замок —
избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных
постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в
избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
·
«Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух
(1, 3, 4 ) слогов)
·
«Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с
опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
·
«Паровоз» (паровоз состоит из нескольких
вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого
распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя —
двусложные и т.д.).
·
«Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор».
На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать
картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И
картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
·
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем
повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж);
воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
·
«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько
движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно
увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая
птичка.).
·
Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками,
стихами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий